Аштанга йога: принципы и философия, правильные движения

Кто такой Патанджали? (на картинке это он изображен в виде змея Шеша) Это индийский философ, мудрец, основатель философско-религиозной школы (даршаны) в Индии II век до .н.э. В этой его работе мы встречаем определение «Аштанга-йоги».

Некоторые типовые жизненные принципы

Ниже изложены 14 жизненных принципов, по которым я стараюсь жить и работать.

Некоторые из них могут показаться суровыми, но я считаю, что каждый принцип хорошо мне помог в жизни.

Я представляю эти свои жизненные принципы только для иллюстративных целей.

Вы выбирайте те принципы, которые будут удовлетворять вас больше всего.

Кроме этого, я предлагаю ознакомиться со статьей «Принцип 80/20, который позволяет стать счастливее».

Жизненный принцип — это руководство к тому, как вы хотите вести себя в конкретной ситуации.

Принципы позволяют вам жить и работать в полную силу, позволяя другим людям понять лучший способ взаимодействия с вами.

Когда вы ведете себя в соответствии с вашими жизненными принципами, вы чувствуете уверенность и силу.

Вы знаете, во что вы верите и то, кем вы являетесь.

У каждого человека свои жизненные принципы, и они, вероятно, будут отличаться от принципов людей, с которыми он регулярно взаимодействует.

Нет правильных или неправильных принципов, но если у нас будет хватать смелости делиться нашими жизненными принципами друг с другом, то мы будем иметь больше шансов, чтоб насладиться гармоничными и взаимовыгодными отношениями.

Аштанга-йога, кто такой Патанджали, принципы Ямы и Ниямы

«Аштанга» правильнее перевести как восемь звеньев, хотя вы можете встретить и такой перевод как «восьми-ступенчатая».

Как вы поняли, звеньев всего восемь: 1 Яма – предписание на запрет определённых действий; 2 Нияма – предписание на выполнение определённых действий; 3 Хатха-йога – практики по развитию физического тела; 4 Пранаяма – практики работы с праной, энергиями; 5 Пратьяхара – практики извлечение чувств из внешних объектов; 6 Дхарана – практика концентрации; 7 Дхьяна – практика медитации; 8 Самадхи – высшая ступень просветления.

Как отмечено выше, до сих пор ведутся споры как же правильнее перевести «Аштанга» — восьмизвенная или восьми-ступенчатая.  На мой взгляд, стоит учитывать общепринятый порядок приведения звеньев.

Читайте также:  Как развить интуицию самостоятельно: 5 способов

Поэтому начнем с первых двух звеньев – Ямы и Ниямы.

Считается, согласно древнейиндийской мифологии, что Яма был первым существом, который умер, и он стал управлять царством мёртвых. Наиболее часто приводятся 5 правил (принципов) ямы и 5 правил (принципов) ниямы, хотя встречается «расширенный» вариант с 10 ямами и 10 ниямами.

Этот вариант мы рассматривать здесь не будем. Правило 1: Ахимса – это не причинять вреда живым существам без крайней на то необходимости; Правило 2: Брахмачарья – умеренность во всех проявлениях, в особенности это касается чувственных удовольствий.

Также брахмачарья иногда очень точно формулируется как «нерастрачивание сил понапрасну, попусту», тогда «моих сил и энергии хватит на то, чтобы реализовать всё задуманное». Не прелюбодействовать; Правило 3: Астея – означает не воровать, не присваивать чужого; Правило 4: Сатья – не врать.

В позитивной формулировке будет звучать как проявление искренности и честности;

Правило 5: Апариграха – не стяжать, не стремиться к накоплению богатства.

Нияма

Их также пять, и они, как было сказано, определяют список рекомендуемых форм поведения.

  • Правило 1: Шауча – соблюдение внешней и внутренней чистоты;
  • Правило 2: Сантоша – удовлетворённость тем, что имеешь;

Правило 3: Тапас – самодисциплина, накопление внутренней энергии и направление её на развитие высших качеств, на служение Высшему; Правило 4 – Свадхиайя – постоянное самообразование, развитие интеллекта; Правило 5 – Ишвара Пранидхана – посвящение себя и своих дел Богу.

Как вы обратили внимание, принципы Ямы похожи на христианские заповеди, и в то же время они похожи и на буддийские правила. Во многих религиозных этических системах мы встретим схожий набор предписаний, что говорит об их универсальном характере.

Ахимса: не причиняй вреда всем вокруг

Духовный прогресс возможен только в том случае, если человек отдает себе отчет в собственных ошибках и старается больше их не допускать. Свои действия, поступки, даже мысли — все это должно обязательно подвергаться самоконтролю. Работая над собой, человек улучшает свою жизнь, тем самым делая лучше и мир вокруг себя.

Нельзя причинять вред себе или окружающему миру, даже если этого требуют обстоятельства. Придерживаясь этого основного закона можно существенно улучшить собственное качество жизни.

"Нияма" означает "саморегуляция".

Не владея саморегуляцией, нельзя достичь более высоких состояний сознания. Пять правил:1) Шаоча — означает чистоту сознания и тела. Имеется в виду чистота в окружающем человека мире, чистота тела и одежды а так же чистота сознания, мыслей, чистота внутреннего мира человека;2) Сантоша — спокойствие и принятие всего таким, каково оно есть;3) Тапах — постоянная, упорная тренировка;4) Свадхьяя — Человек должен читать и усваивать смысл великих книг и писаний, написанных духовно продвинутыми людьми. Много читать без должного понимания не значит следовать принципу Свадхьяяя. Этот принцип важен тем, что устанавливает контакт с великими людьми и вдохновляет нас продолжать усилия на пути самопознания;5) Ишвара Пранидхана — смирение и принятие истинной иерархической структуры мира.Учителя обещают самое быстрое развитие после того как мы пройдем и осознаем принципы Ямы и Ниямы. И только после этого следует переходить к следующим этапам развития:

Читайте также:  Возможные причины боли в пояснице при наклоне

Яма — универсальные этические нормы, в числе которых: ахимса — ненасилие, не причинение вреда себе и другим; сатья — правдивость в словах и помыслах; астейя — не стяжательство, скромность; апариграха — бескорыстие; брахмачарья — стремленние к добру. Нияма — нормы внутренней дисциплины, среди которых: шауча — поддержание физической и нравственной чистоты; сантоша — внутренняя удовлетворенность собой, окружающими людьми и внешними обстоятельствами; тапас — усердие и стойкость в практике йоги; свадхьяя — изучение себя, способность к постоянному познанию нового; ишвара пранидхана — преданность Богу, устремление ума за границы личности. Асана — позы йоги и физические аспекты практики. Пранаяма — управление праной или, более узко, осознанное управление дыханием. Пратьяхара — отвлечение чувств от внешних объектов. Дхарана — сосредоточение, удержание сознания на выбранном объекте. Дхьяна — медитация. Самадхи — состояние «самостности»: слияние сознания, субъекта и объекта медитации.

В современном мире, особенно на Западе, практика йоги часто сводится к асанам и пранаяме, в обход первых двух ступеней. А между тем, в древней Индии соблюдение ямы-ниямы считалось обязательным для представителей высших сословий, которые, собственно, и практиковали йогу. В сущности, первая и вторая ступени — это набор морально-этических норм, направленных на поддержание социального и внутреннего благополучия человека.

И если вы действительно хотите продвижения, принципы ямы-ниямы надо соблюдать. В то же время, даже одна только практика асан и пранаямы так позитивно влияет на человека, что его образ жизни и поведение сами собой постепенно меняются. И он приходит к яме-нияме, так сказать, опытным путем.

Что же касается 5-8 ступеней, то они достижимы далеко не для всех. К тому же, для большинства представителей западного сообщества эти аспекты йоги не представляют практического интереса: вообще говоря, философские корни йоги в ее популярном варианте проявлены в самой слабой степени.

Читайте также:  Апана-вайю: что это такое, как распознать и снять блокировку энергии

Но даже этого достаточно для самосовершенствования: выполняя асаны, мы постепенно становимся более открытыми и доброжелательными, менее рассеянными и беспокойными, более энергичными.

Аштанга-йога. Принципы Аштанга-йоги

Аштанга-йога — одна из систем йоги, причём одна из самых известных.

Её часто называют просто «йогой» или «классической йогой», и объясняется это тем, что система аштанга-йоги была подробно описана древним мудрецом Патанджали в его Йога-сутре и вошла в традиционную индийскую философию как одна из даршан (философских систем). Эту систему йоги также называют мистической йогой, медитационной йогой, дхьяна-йогой и санкхья-йогой.

Определение

«Аштанга» в переводе с санскрита означает «восьмиступенчатая». Аштанга-йога состоит из следующих ступеней:

  • яма
  • нияма
  • асана
  • пранаяма
  • пратьяхара
  • дхарана
  • дхьяна
  • самадхи.

Начальные ступени аштанга-йоги — это хатха-йога — система, следуя которой йог учится управлять телом с помощью йога-асан и дыханием с помощью пранаямы.

Достигнув этого и уединившись от мира, такой человек старается развить способность управлять жизненным воздухом, циркулирующим в его теле.

Когда вас ничто больше не беспокоит, а жизненный воздух сосредоточен у макушки, в сердце или ниже пупка, вы стараетесь полностью сосредоточиться на Верховном Господе. Такое сосредоточение сознания называется самадхи.

Обратите внимание

Самадхи, или сознание Бога, — это стадия совершенства как в аштанга-йоге, так и в бхакти-йоге.

Разница в том, что успех в системе аштанга-йоги определяется технической способностью человека управлять своими чувствами и умом, и начальные ступени этой системы предназначены именно для развития такой способности.

Для этого йог сначала должен упорядочить свою жизнь, что достигается с помощью первых двух стадий восьмиступенчатого процесса: ямы иниямы.

Это регулирующие принципы.

В стихах 33-34 девятнадцатой главы одиннадцатой песни Шримад-Бхагаватам, отвечая на вопрос Уддхавы, Кришна перечисляет следующие двенадцать принципов: ненасилие (ахимса), правдивость (сатья), запрет воровства или домогательства чужой собственности (астея), отрешённость (асанга), смирение (хри), нестяжательство (асаньчая), вера в религиозные принципы (астикья), половое воздержание (брахмачарья), молчание (мауна), самообладание (стхайрья), прощение (кшама) и бесстрашие (абхая).

 Нияма

Предписанные обязанности. Кришна перечисляет их в стихах 34-35, сразу после регулирующих принципов, — поддержание внутренней и внешней чистоты (шауча), повторение святых имён Господа (джапа), аскетизм (тапа), жертвование (хома), вера (шраддха), гостеприимство (атитхья), поклонение Господу (арчана), паломничество по святым местам (тиртха-атана), стремление только

  • Первая
  • Назад
  • Далее
  • Последняя