Какие существуют способы самопознания и как их применять

Самопознание – это процесс узнавания самой себя. Он возникает с момента рождения и продолжается на протяжении всей жизни. Мы расскажем, как начать узнавать саму себя, свои истинные желания, как научиться понимать свои чувства.

Эзотерика и самопознание — что это и зачем нужны?

Знания о внутреннем мире человека называются эзотерикой. Почему-то принято считать, что эзотерика это что-то покрытое тайной, доступное только для посвященных. Что-то мистическое, скрытое за семью печатями и изучать или заниматься эзотерикой это великий грех. На самом деле, эзотерика это внутренний мир человека, а экзотерика это внешний, окружающий нас мир. И эзотерика и самопознание — это путь к себе.

Как говорили наши мудрые предки — кто познает себя тот познает бога. Чтобы познать себя, нужно найти свой путь саморазвития и следовать ему.

Сейчас непростое время и многие люди проявляют повышенный интерес ко всему необычному, магическому, нетрадиционному, мистическому. Каждый ищет свой путь к себе и тут в помощь эзотерика и самопознание.

Зачем человеку познавать себя

Говоря простыми словами — чтобы стать счастливее. Можно жить, не особо задумываясь, что и зачем мы делаем. Годами заниматься нелюбимой работой, не осознавая, что это нехорошо. А потом в один момент, поняв, сколько времени убили на то, что не нравилось, ощущается огромное разочарование. Такая ситуация может возникнуть в любой сфере жизни. Чтобы этого избежать, нужно прислушиваться к своим желанием. Если разбираться детальнее, цель самопознания – самосовершенствование.

Человек, понимающий себя, ощущает, что в жизни есть смысл.

Речь не идет о 100% понимании: мир меняется, люди меняются. Человек продолжает познавать себя всю жизнь — это неплохо. Даже находясь в поиске себя, можно ощущать радость и счастье. В результате человек понимает, кем он является, избавляется от внутренних конфликтов.

Зачем человеку познавать себя

Осознанный человек совершает действия, которые укладываются в его систему ценностей и нужны, чтобы добиваться целей, быть счастливым.

Такие люди не будут что-то делать просто потому, что так принято или потому, что не особо задумываются о своих действиях. Разберем детальнее способы самопознания.

Самопознание и развитие личности

Самопознание и развитие личности

Обучая себя и своих детей вежливости и тактичности, мы занимаемся психопрофилактикой нанесения психических травм другим людям. Обучая вежливости и тактичности, мы прививаем себе и своим детям элементарные правила психогигиены. Можно добавить лозунги: «Психогигиена – залог здоровья семьи и нации!» и «Психопрофилактика дешевле психотерапии!».

Хорошо и легко говорить само собой разумеющиеся вещи, твердить банальные истины. Множество изданных книг и учебников типа «Как заработать миллиард», «Как похудеть за три часа», «Как изменить свою оставшуюся жизнь к лучшему за 6 шагов» и т.д. и т.п. также являются показательным явлением такого подхода. Читая эти книги, начинаешь понимать, что, в принципе, всего легко добиться в этой жизни, даже не сходя с собственного дивана. Но, по большей части, это получается лишь в наших фантазиях.

Все мы понимаем, что быть вежливыми очень приятно, а быть тактичными еще и полезно, как самому носителю этой черты характера, так и окружающим его людям. Быть взаимно вежливым легко, если первый проявил вежливость не ты сам, а другой. Вторым быть вежливым более легко, потому что «спасибо» на «спасибо», «спасибо» на «пожалуйста» легче произносить, чем «спасибо» на «подвинься» или «пожалуйста» на «куда прешь». Исходя из вышенаписанного, что вежливость не что иное, как психопрофилактика, мы сможем рассмотреть психолгию как самую перспективную науку прикладного характера в ближайшем будущем.

Психологическая тренировка людей станет в ближайшем будущем такой нормой, как и утренняя гимнастика. Правда, с такими же суррогатами замены, как электровибраторы для мышц и упражнения типа «за 2 недели – стальные мышцы и тонкая талия и крепкие нервы», не приводящие к положительным эффектам и приносящие чаще вред психике человека. Необходимость тренировки психики станет подтверждаться и принятием законов о взаимной вежливости, которые уже сейчас подразумевают снисхождение при состояниях аффекта, хотя это состояние очень сложно оценить при различных психотипах людей. Не говоря уж о возмещении морального вреда.

Не говоря уж о рекламе. Ее воздействие требует пристального внимания управленцев с привлечением психологов-экспертов. Скорее всего нам будет необходима специальная тренировка на реагирование на рекламу, хотя, в конечном счете, придется запретить размещение рекламы в средствах массовой информации и перенести ее полностью в рекламные издания. Меньше будет неврозов и психических заболеваний, включая алкоголизм, табакокурение, наркоманию и сексуальные расстройства. Постепенно в этом отношении рынок выравняется при создании равных условий для всех рекламодателей.

Психология, как уже говорилось выше, будет одной из важнейших дисциплин, помогающей адаптироваться и самореализоваться человеку в среде информационного общества без ущерба для своего психического здоровья и поэтому навсегда исчезнут болезни (а их процентов 90 из всех известных), спровоцированные расстройством нервной системы.

Подводя итог всему вышесказанному и возвращаясь к обсуждаемой теме самопознания – от простого психологического знания к сложным процессам психики, мне хочется отметить, что постоянное удерживание рамки психопрофилактики (как проявление внимания к другому человеку, и наоборот) и психогигиены (самопознания и самопринятия) позволит уже сейчас вести работу по распространению и развитию психологической грамотности населения, к чему и призываем всех психологов, работающих в образовании, медицине, управлении и других социальных областях.

Развитие самосознания

Развитие самосознания

Суть развития самосознания можно описать через 3 компонента:

  • Динамика выделения человеком себя из среды. Притом и как организма, и как индивида, и как личности, и как индивидуальности.
  • Второй компонент развития самосознания – изменение самоконтроля, то есть способности влиять на свою деятельность. По мере взросления и развития человека происходит переход от контроля физиологических реакций до контроля сознания.
  • Третий компонент – самопринятие, способность адекватно и дифференцированно оценивать свои особенности, преимущества и недостатки.
Развитие самосознания

Становление самосознания начинается с идентификации человеком себя с миром и другими людьми, а заканчивается автономией, то есть выделением своей индивидуальности, отличительных черт и принятием их.

Ребенок от 3 до 8 месяцев активно познает свое тело, в 7-8 месяцев внимание переключается на изучение ближайшего и дальнего окружения. Это первые элементы развития самосознания. Постепенно нарастает стремление к автономии, что отражается в поведении

Развитие самосознания

Но вместе с самостоятельностью растет и ответственность. На втором году жизни ребенок уже выступает как субъект деятельности. Он может действовать внеситуативно. Еще чуть позже малыша можно назвать объектом и субъектом самопознания. К 3 годам ребенок уже знаком со своим организмом и его особенностями, обладает сознательными эмоциями, из которых формируются эталоны. Для детей дошкольного возраста характерно соподчинение мотивов и осознание себя как субъекта взаимоотношений. К 6 годам формируется социальное Я, которое проявляется дифференцированной оценкой, стремлением следовать внешним эталонам и образцам или внутренним убеждениям. В младшем школьном возрасте происходит активное развитие социального Я. Для подросткового возраста характерно стремление к познанию своей индивидуальности, но вместе с этим личной и социальной идентичности, то есть определению схожести с другими людьми, группой. К концу подросткового возраста формируется направленность личности. Юность характеризуется развитием воли, самоконтроля, построением жизненных планов. Наступает большая независимость и объективность в суждениях, вместе с этим – сильная потребность в самореализации. Для взрослости и старости характерна реализация планов и оценка результатов, поиск целостности. Личностный рост также происходит через кризисы (возрастные, индивидуальные).

Читайте также:  Как быстро восстановить свою энергию и силы

Развитие самосознания

Таким образом, пик развития самосознания приходится на подростковый и юношеский возраст. Д. Марсиа выделил 4 возможных варианта становления самосознания:

  1. Предрешенность. Принятие индивидом обязанностей, соответствующих полу и возрасту, без прохождения кризиса выбора, то есть за него решили родители или другие люди. В результате этого человек страдает низким самоуважением, но не тревожен, внимателен к советам других людей.
  2. Диффузия. Для такого стиля идентичности, то есть самосознания, характерна разрозненность как стремление попробовать все подряд, не обладая жизненным планом, мотивами и целями. Как правило, это характерно для тех, кто боится стать изгоем и не хочет принимать на себя ответственность.
  3. Мораторий. К этой категории относятся активные люди, занятые поиском себя. Они всегда находятся в центре принятия решений, каждое их действие высоко эмоционально окрашено.
  4. Сама идентичность. Это высшая ступень развития. Достигшие ее личности сделали выбор, приняли на себя ответственность за собственную жизнь, стремятся жить и следовать своим убеждениям.
Развитие самосознания

Заключение.

Мы рассказали вам как понять себя, с чего начать при самопознание и развитие личности. Если вам не удается сделать это в домашних условиях, надо обратиться к психологу. Они используют специальные техники:

  • Индивидуальное консультирование, где вы раскрываетесь психологу, понимаете свои проблемы и находить пути их решения;
  • Групповая работа, при которой строятся связи, помогающие самопознанию

Для сампознания рекоменудем прочитать наши статьи:

  • Как узнать свои сильные стороны. Советы от психолога Кристины Кудрявцевой.
  • Как найти свое предназначение в жизни: советы от психолога Виктории Юшкевич.

Понятие самосознания

В психологии самосознание личности рассматривается как совокупность представлений личности о себе, которая выражается посредством Я-концепции, а также как оценка самой личностью данных представлений, то есть самооценка.

В рамках психологического анализа самосознание может быть рассмотрено в качестве сложного психического процесса, сущность которого кроется в восприятии личностью многочисленных образов самой себя в разных ситуациях повседневности и видах деятельности, формах поведения, во всех способах взаимодействия с окружающими людьми и в соединении данных образов в единое целостное образование – понятие «Я».

Готовые работы на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Самосознание человека (и детей, в частности) проанализировано С. Л. Рубинштейном в работе «Сознание и его границы» (1989). Исследователь отмечает, что формирование самосознания человека является своеобразным этапом в развитии сознания, подготавливается данный этап развитием речи и произвольных движений, появлением самостоятельности. В соответствии с этим С. Л. Рубинштейн предлагает рассматривать несколько последовательно сменяющих друг друга моментов становления самосознания в онтогенезе человека:

  • овладение собственным телом;
  • возникновение произвольных движений;
  • самостоятельное передвижение и самообслуживание;
  • постижения своего «Я» в прошлом, настоящем и будущем;
  • принятие оформленного самосознания.
Читайте также:  Свадхистана чакра

Таким образом, по утверждению исследователя, самосознание начинает формироваться уже с самого раннего возраста. Однако некоторые авторы (Л. И. Божович, Л. С. Выготский, И. С. Кон, М. Кун) не согласны с данной точкой зрения и утверждают, что становление самосознания начинается лишь в подростковом возрасте. Принято считать, что одним из первых многостороннее исследование самосознания предпринял Л. С. Выготский, по мнению которого, самосознание подростка является не только феноменом его личности и сознания, но и особым моментом развития личности – от самопознания к самоотношению и саморегуляции.

Лень читать?

Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!

Задать вопрос

На протяжении развития личности самосознание все более усложняется, а по мере того, как увеличивается число образов в его структуре, образуется адекватный, глубокий и интегративный образ собственного «Я».

Самосознание последовательно проходит стадии своего развития по мере того, как ребенок становится личностью, сознательно выделяющей себя из мира других людей. Таким образом, в общей структуре личности самосознание – это сложное интегративное свойство ее психической деятельности.

Самосознание, оформившись, оказывает влияние на все дальнейшее развитие личности, являясь одним из наиболее необходимых внутренних условий непрерывности данного процесса, устанавливает устойчивое равновесие между внешними воздействиями, внутренними ощущениями личности и формами ее поведения.

Замечание 1

Наиболее важную роль в структуре самосознания играют самопознание, самосовершенствование и поиск смысла жизни.

Виды самопознания

Научная концепция, получившая название «Я», прекрасно характеризует способность человека осознавать свою роль в современном мире. Конечно, если представления индивида надуманы или недостаточно правдивы – неизбежно наступает противоречие с реальной жизнью. Разумеется, если оценка соответствует действительности, то человек продолжит развиваться до тех пор, пока не достигнет серьезного прогресса. В процессе совершенствования своих навыков индивид, как правило, проходит такие виды самопознания:

Первичное самопознание

Предполагает доверительное отношение индивида к другим людям, которые высказывают какое-либо мнение о нем.

Конфликт с первичным самопознанием

Виды самопознания

Приходит время, когда человек начинает осознавать, люди высказывают различные мнения, которые никак не состыковываются друг с другом. Именно поэтому индивид делает определенные выводы, полагаясь на личный опыт.

Вторичное самопознание

Этот процесс предполагает кардинальное изменение представлений человека о собственной жизни. В результате начинается активное развитие индивида – старые принципы полностью или частично отвергаются, поэтому человек меняет свою сущность. По сути, происходит явление, которое можно описать фразой «Я – не совсем такой, как вы представляли в своей голове».

Все вышеперечисленные этапы самопознания могут проходить по-разному, ведь каждый человек – это индивидуальность со своим характером и жизненными принципами.

Уровни

  • самонаблюдения за результатами деятельности;
  • осознания оценки других людей относительно своих поступков;
  • анализа личных ощущений, эмоций.

При самопонимании человек оценивает мир и социум, в котором он живет. Индивид определяет:

  • стиль существования;
  • ценности общества;
  • мораль;
  • религиозность, духовность.
Уровни

При изучении самосознания психологи выделяют несколько уровней этого психического процесса, которые имеют определенные особенности. Человек может принять выявленные особенности как данность или попытаться их изменить.

Чувственное

Это низший уровень. Ощущение психосоматических процессов, протекающих в организме совместно с переживаниями, чувствами, эмоциями. Благодаря этому можно достичь самоидентификации.

Образно-личностное

Осознание человеком себя как деятельного начала. Проявляется самоактуализацией, самопереживаниями.

Аналитическое

Уровни

Осознание индивидом содержания мыслительных процессов. Благодаря этому осуществляется самоосмысление, самоанализ. Человек можно наблюдать за поведением, чувствами, эмоциями со стороны. Позволяет выявить основные ошибки в поведении и подобрать другую тактику действий.

Деятельное