Питание по аюрведе: теоретические основы и реализация на практике

Выражаю благодарность за помощь в подготовке этой книги к изданию Галине Пею, Ирине Кребс, Андрею Головинову, Татьяне Веретеновой, Дмитрию Преображенскому, Анастасии Игнатовой

Основные характеристики йогического питания

В основе йогической кулинарии лежит аюрведическая концепция сезонного питания, учитывающая особенности индивидуальной конституции и влияние внешней среды. Но хатха-йог, в отличие от пациента аюрведического врача, активно тренирует свой пищеварительный огонь, и его диета во многом обусловлена его практикой. Любой человек, начиная практиковать йогу, рано или поздно проявляет интерес к йогическому рациону. По мере того как практика становится неотъемлемой частью жизни, возникает необходимость оптимизировать режим и привычки питания. Ключевым понятием в йогическом питании является митахара – умеренная диета, отражающая реальные потребности человека, основную роль в формировании которых в данном случае играют практика йоги и соответствующий ей образ жизни, что называют одним словом – вихара. В контексте аюрведы вихара означает деятельность по поддержанию жизни, создание условий для здоровья и долголетия. Иначе говоря, питание должно соответствовать физической и ментальной активности человека. В йоге отношение к пище является частью ямы и ниямы[1]. Одно из самых важных правил ямы – ахимса (ненасилие), и это одна из причин, по которым йогическая диета традиционно является вегетарианской. Такие экстремальные формы питания, как веганство и сыроедение, имеют отдалённое отношение к йогической садхане и аюрведическому подходу, а наиболее близким к йогической диете является лактовегетарианство.

Основная проблема, с которой сталкивается большинство начинающих практиков йоги, желающих «питаться правильно», – несоответствие выбранной диеты и режима питания реальным потребностям тела и ума. Самоограничения без ясного понимания того, каким образом пища влияет на конституцию и на сознание, часто являются искусственными, а насилие по отношению к собственному телу способствует развитию неврозов, а не уравновешенности ума. Очищение тела от «шлаков и токсинов» само по себе не приводит к очищению ума от ментальных загрязнений. По этой причине злоупотребление «правильным питанием» приводит к физическим и психическим расстройствам.

Разумеется, в первую очередь важно, чтобы пища соответствовала сезону, силе пищеварительного огня, конституциональному типу и образу жизни человека. Но также важно принимать во внимание тот факт, что для подавляющего большинства людей пища – это не только «строительный материал», витамины и калории, но и впечатления, получаемые от её вкуса, состава, внешнего вида и социальной значимости. Если пища приятна на вкус и принимается в спокойной обстановке в должное время, она полноценнее усваивается. С точки зрения йоги причина пищевых пристрастий коренится в желании получить удовольствие от контакта органов чувств с объектами восприятия. Язык – один из органов восприятия, основная функция которого – распознавание состава и качества пищи, благодаря чему мы имеем возможность получить удовлетворение от её вкуса. Но получать удовлетворение можно и без формирования привязанности. Есть разница между удовольствием от вкуса пищи, отвечающей реальным потребностям тела, и использованием вкуса для получения новых экзотических впечатлений. Пищевые пристрастия, как и любые другие, обусловлены не только влечением к приятным ощущениям, но и подсознательным желанием избежать неприятных. Поэтому каким-либо образом ограничивать питание с целью «духовного роста» так же бессмысленно, как делать из него культ. Нужно просто иметь в виду, что вкус – это один из каналов восприятия, и использовать его нужно правильно, так же как и все прочие органы чувств. Для контроля чувственного восприятия в йоге с помощью специальных практик культивируют определённые качества ума – осознанность, уравновешенность, невозмутимость по отношению к впечатлениям, получаемым через органы чувств. Эти качества развивают в течение всей жизни, и возникают они не на пустом месте, а в результате практики. Поэтому, если состояние ясности ума частью жизни пока не является, имеет смысл использовать аюрведические рекомендации с поправкой на то, как практика йоги влияет на физиологию.

Читайте также:  9 асан йоги для прокачки пресса

Аюрведа: пища — идеальное лекарство

Что касается системы подготовки аюрведических врачей, то наука о питании — отнюдь не факультативный курс. Напротив, это главный предмет внимания для каждого вайдьи, и само название физического тела, принятое в аюрведе, аннамайя‐коша, в буквальном переводе означает «оболочка пищи».

С аюрведической точки зрения, пища — это лекарство. В противном случае — это не стоит потреблять как пищу.

Неадекватное питание — первый по степени важности физический фактор дисбаланса, который вызывает болезни, тогда как правильное питание — необходимое условие предотвращения и лечения заболеваний. Это в равной мере относится и к телу, и к уму.

С точки зрения Аюрведы, пища не только строит, кормит и чинит клетки нашего тела, но и посредством тонких энергий дош питает и лечит нашу психику. Проще говоря, от правильного питания зависит наше настроение. Поэтому всё, что вы едите, сказывается не только на физическом самочувствии, но и на состоянии ума.

В отличие от западной медицины, аюрведа вовсе не считает, что одно и то же меню подходит для большинства. Действительно, некоторым людям типичный национальный завтрак — апельсиновый сок, холодная овсянка и снятое молоко, гренки и др. — может придавать сил и помогать сохранить фигуру, но другим людям такая еда не принесёт ничего, кроме расстройства желудка или повышенной утомляемости.

Согласно аюрведе, ни одна пища не является хорошей или плохой от природы. Просто каждый человек реагирует на пищу по‐своему, в зависимости от своей индивидуальной конституции. С аюрведической точки зрения, лечить больного, не уделяя должного внимания его диете, — это всё равно что ухаживать за садом, не обращая внимания на качество почвы, количество влаги и солнечного света. Садовника, который не проявил заботы об этих основах жизни растений, мы бы немедленно уволили. Почему же мы год за годом продолжаем иметь дело с медицинской системой, игнорирующей столь важные основы человеческой жизни?

Читайте также:  Последовательность асан в хатха-йоге с описанием для начинающих

Аюрведическое правильное питание на практике

Не так давно кардиолог Дин Орниш, применяя безмедикаментозную терапию, включавшую медитацию и диету, добился обратного развития симптомов тяжёлого сердечного заболевания у сорока пациентов. Благодаря трудам таких людей медицинское сообщество начинает признавать терапевтический потенциал самой обычной еды. И всё‐таки выращивать прекрасные цветы современная наука по‐прежнему умеет лучше, чем растить здоровых, счастливых и красивых людей.

А о том, как аюрведические врачи определяют какая пища подходит для данного человека в данный момент времени — в следующей статье

Что учитывается при составлении аюрведической диеты

По аюрведе человек состоит из пяти компонентов: воды, огня, воздуха, земли и космоса. Залог баланса стихий в человеке — доши, которые представляют набор определенных характеристик:

  • вата, ей свойственно преобладание воздуха;
  • питта, она вмещает в себя две стихии: огонь и вода;
  • капха, включает в себя оставшиеся землю и космос, а также в ней тоже есть вода.

Доши — это типы энергии, жизненной силы, отвечающие за физическое состояние. Все они есть в каждом человеке, но при выборе пищи важно определить, какая из трех является преобладающей. Подбирая продукты для рациона нужно учитывать их вкус, консистенцию, температуру, тяжесть для организма, а также время года.

Виды вкусов

Все вкусы делятся на шесть видов:

  1. кислый,
  2. сладкий,
  3. соленый,
  4. острый,
  5. горький,
  6. вяжущий.
Что учитывается при составлении аюрведической диеты

Каждому из них соответствуют свои стихии:

  • сладкому — земля и вода;
  • кислому — земля и огонь;
  • соленому — вода и огонь;
  • острому — огонь и воздух;
  • вяжущему — огонь и земля.

Людям типа вата нужно стараться избегать продуктов, которые способствуют накоплению стихи воздуха и провоцируют газы. Это продукты с острым, вяжущим и горьким вкусом.

Читайте также:  Раджа йога и другие йоги в астрологии. Что они вам принесут?

Нужно избегать продуктов, которые влияют на увеличение стихии огня: с кислым, соленым и острым вкусом. Остальные три вкуса полезны людям типа питта.

Сладкий, кислый, соленый вкусы противопоказаны людям капха, так как они способствуют увеличению воды в теле.

Основные процедуры аюрведы

Процедуры в аюрведе не нацелены на устранение боли, спазмов или других проблем. Они призваны сбалансировать энергии человека и восстановить функции его организма. А боли уйдут сами по себе.

Основные терапевтические процедуры в аюрведе:

  • йога;
  • оздоровительный массаж (разнообразные виды);
  • ароматерапия;
  • музыкальная терапия;
  • диета по аюрведе для разных типов конституций;
  • кровопускание;
  • медитации;
  • использование трав;
  • паровые ванны с маслами;
  • очищение для избавления от токсинов;
  • применение масел: внутрь, втирание, клизма;
  • цветотерапия;
  • применение специй;
  • использование драгоценный камней.
Основные процедуры аюрведы

Программа процедур подбирается индивидуально под человека. Возможно назначение отдельной процедуры или целого комплекса.

Аюрведа и промасливание тела

Это напитывание внутренних слоев тела. Аюрведа гласит о том, что наше тело состоит из 7 слоев. Когда мы делаем промасливание, мы питаем все эти слои. 

Масло будет проходить в глубокие слои тела, только тогда, когда промасливание будет регулярным.

Масло должно быть легким и без добавок. Выбираем масло, аромат которого Вам больше всего нравится.

Примеры масел:

    • Кунжутное
    • Аргановое
    • Кокосовое
    • Миндальное
    • Льняное
    • Горчичное

Перед применением мало нужно нагревать, так оно будет лучше проникать в слои кожи.

Смывать масло нужно через 30-40 минут. Лучше всего смывать его убтаном.

С маслом очень полезны будут массаж лица, тела и кожи головы.